БОУ г. Омска "Лицей №66"
Омск, Омская область
  • Взаимодействие с тревожными детьми

    Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

    Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются приступать к новым видам деятельности. Уровень их самооценки низок. Они ищут поощрения, одобрения взрослых. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.

    Признаки тревожности:

    -Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая;

    -Ему трудно сосредоточиться на чем – либо;

    -Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

    -Обычно беспокоен, легко расстраивается.

    -Часто говорит о напряженных ситуациях.

    -Боится сталкиваться с трудностями.

    -Не уверен в себе, в своих силах.

    -Пуглив, многое вызывает у него страх.

    -Часто не может сдержать слезы.

    -Смущается чаще других.

    -Спит беспокойно, засыпает с трудом.

    Как строить общение с тревожным ребенком

    • Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка.
    • Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
    • Полезно снизить количество замечаний. Родителям можно попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть перечитают список. Таким образом, можно отметить, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
    • Нельзя угрожать детям наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
    • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
    • Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике