Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.
Формирование самооценки подростка:
В подростковом возрасте начинает формироваться уже более устойчивая и осознанная самооценка, чем в младшем школьном возрасте. К факторам, влияющим на этот процесс, относят:
- взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
- занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
- успехи в обучении и отношение учителей;
- физиологические данные (внешность) и успехи (сила, выносливость, ловкость), а также личные достижения в спорте или танцах;
- особенности характера.
Как повысить самооценку подростка:
- не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка;
- делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков;
- регулярно хвалите, но только конструктивно;
- не сравнивайте успехи собственного ребенка с другими детьми;
- уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным, и ни в ком случае не унижайте его достоинство;
- научите отказывать, тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.
Эффективные способы общения с подростком:
Я-сообщение или я-высказывание – это способ ведения беседы.
Ты сообщение: «Ты опять опоздала», «Ты не сделал, то о чем я тебя попросила», все они начинаются с обвинения в адрес другого человека, и обычно ставят человека в оборонительную позицию. Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу человек начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является нападение. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.