БОУ г. Омска "Лицей №66"
Омск, Омская область
  • Независимая оценка качества подготовки обучающихся (экзамены и исследования)

    Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или её частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся. 


    Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) разместил на своём сайте Открытый банк текстов для итогового изложения.
    Банк можно найти в разделе «Итоговое сочинение» https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie. Он содержит более 300 текстов, распределённых по трём разделам: «Нравственные ценности», «Мир природы» и «Страницы истории». Итоговое изложение будет проводиться с использованием текстов из данного Банка, который в дальнейшем будет пополняться.


    Итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации впервые введено в 2014/2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации в целях выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать, доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Нормативной базой проведения итогового сочинения (изложения) являются:
    - приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (далее – Порядок);
    - методические материалы Рособрнадзора по проведению итогового сочинения (изложения) 2021/2022 учебном году (письмо Рособрнадзора от 26.10.2021 № 04-416);
    - приказ Министерства образования Омской области от 20 октября 2017 года № 76 «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)».
    Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
    В целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию может проводиться для выпускников прошлых лет, обучающихся СПО, лиц, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, лиц со справкой об обучении.
    Изложение вправе писать участники с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), участники – дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям, разработанным Рособрнадзором.
    Участники итогового сочинения (изложения) с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники – дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность.
    В день проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения) могут присутствовать:
    1) представители средств массовой информации (присутствуют в учебных кабинетах только до момента выдачи участникам бланков регистрации, бланков записи и т.д);
    2) должностные лица Рособрнадзора и (или) Министерства образования Омской области;
    3) общественные наблюдатели (в учебном кабинете может находиться 1 общественный наблюдатель).
    Допуск вышеуказанных лиц в места проведения итогового сочинения (изложения) осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их полномочия.
    Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 часов по местному времени.
    До начала итогового сочинения (изложения) руководитель образовательной организации, в которой проводится итоговое сочинение (изложение), распределяет участников по кабинетам в произвольном порядке. Участники рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол).
    Во время написания сочинения в кабинете присутствуют не менее двух членов комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).
    Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников, помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:
    - ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
    - документ, удостоверяющий личность;
    - лекарства и питание (при необходимости);
    - орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
    - инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
    - черновики;
    - специальные технические средства (для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).
    Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
    Продолжительность выполнения работы – 3 часа 55 минут (235 минут), для обучающихся с ОВЗ увеличивается по их желанию на 1,5 часа. Инструктаж во время написания работы не засчитывается.
    Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 час. по местному времени. 
    Если кто-то из обучающихся опоздал, он будет допущен к написанию сочинения, но без дополнительных инструктажей и без увеличения времени написания.
    За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) сообщают участникам о скором завершении написания итогового сочинения (изложения) и о необходимости перенести написанные сочинения (изложения) из листов бумаги для черновиков в бланки записи (в том числе в дополнительные бланки записи).
    Внимание! Листы бумаги для черновиков не проверяются и записи в них не учитываются при проверке!
    Темы итогового сочинения (изложения) публикуются на открытых официальных ресурсах за 15 минут до проведения итогового сочинения (изложения) по местному времени:
    - http://ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru)
    - http://ege55.ru
    - http://rustest.ru
    Срок действия итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА – бессрочный. 
    В случае предоставления сочинения при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования оно действительно в течение 4-х лет, следующих за годом написания сочинения.
    В целях получения объективных результатов работы проверяют эксперты комиссий, созданных на муниципальном уровне.
    Право на повторную проверку итогового сочинения (изложения) предоставляется обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет»).
    Заявления для проведения повторной проверки подаются обучающимися или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, в течении двух рабочих дней, следующих за днем объявления результатов итогового сочинения (изложения), в казенное учреждение Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования» по адресу:
    г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69.

    Что нужно знать о проверке сочинений (изложений) участникам и их родителям (законным представителям)?
    К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.

    Требования к сочинению:
    Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
    Рекомендуемое количество слов – от 350.
    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
    Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
    Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника.
    Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

    Требования к изложению:
    Требование № 1. «Объем итогового изложения»
    Рекомендуемое количество слов – 200.
    Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
    Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
    Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
    Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
    Если изложение не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые изложения не проверяются по критериям оценивания).

    Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложение):
    1. Соответствие теме (содержание изложения).
    2. Аргументация. Привлечение литературного материала (логичность изложения).
    3. Композиция и логика рассуждения (использование элементов стиля исходного текста).
    4. Качество письменной речи.
    5. Грамотность.
    Для получения отметки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке и «зачет» по одному из других критериев).


    Регистрацию для участия в итоговом сочинении (изложении) проводят не позднее чем за 2 недели до проведения итогового сочинения (изложения):
    - организации, осуществляющие образовательную деятельность,
    в которой обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а также выбранные экстернами;
    - казенное учреждение Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования» – для выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

    Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря для обучающихся 11(12) классов, выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

    Актуальная информация о порядке проведения ЕГЭ в 2024 году содержится ниже в материалах обласного родительского собрания.


    Совместными приказами Рособрнадзора и Минпросвещения РФ утверждены новые редакции порядков проведения ГИА-9 и ГИА-11, вступающие в силу с 2023/24 учебного года.

    - Выпускники на ГИА-11 смогут изменить выбранный уровень ЕГЭ по математике с базового на профильный или наоборот;
    - Выпускники прошлых лет теперь, как и выпускники текущего года, смогут изменить или дополнить перечень предметов, указанных в заявлениях об участии в ЕГЭ, при наличии уважительных причин;
    - Выпускники прошлых лет смогут сдавать ЕГЭ только в резервные сроки основного периода проведения экзаменов;
    - Сроки обработки и проверки работ ЕГЭ по информатике сокращены до двух календарных дней после проведения экзамена вместо четырех;
    - Военнослужащие, приходящие военную службу по призыву или контракту, поступающие в военные вузы, смогут подавать заявление об участии в ЕГЭ не только в месте регистрации, где расположен вуз, но и в месте прохождения военной службы;
    - Устанавливается возможность организации для участников экзаменов подачи заявлений об участии в ГИА-11 дистанционно;
    - Исключена норма о необходимости выделять в ППЭ отдельные помещения для представителей СМИ и общественных наблюдателей.


    Предлагаем обсудить непредвиденные ситуации, которые могут произойти на экзамене.

    1. Заболел
    Поднялась температура, разболелся зуб, случилась травма. Первое, что необходимо сделать, — сообщить об этом в школу. Администрация или учитель передаст информацию в ГЭК. Кроме того, у врача необходимо получить справку с печатью, которая будет подтверждением уважительной причины отсутствия.

    2. Стал участником ДТП
    Не будем представлять страшные картины. Однако даже в случае небольшой аварии полиции могут потребоваться показания школьника. Алгоритм действий остаётся прежним: предупредить школу, взять справку, которую в дальнейшем передать в ГЭК.

    3. Опоздал на экзамен
    Если причина опоздания уважительная и может быть подтверждена документально, есть смысл сдать экзамен в другой день. Если опоздание произошло по неуважительной причине, ученика пустят на экзамен, но не проведут повторно инструктаж и не продлят время на решение заданий.

    4. Стало плохо на экзамене
    Не надо терпеть! Лучше сразу сообщить о плохом самочувствии организаторам. Они сопроводят выпускника в медпункт к врачу. Если доктор решит, что ученик не может продолжать сдавать экзамен, то ему выдадут акт о досрочном завершении ЕГЭ и назначат сдачу в резервный день. Если школьник почувствует себя лучше, то сможет продолжить выполнять задания, но время экзамена не продлят.

    5. Нарушается установленный порядок проведения ЕГЭ
    Организаторы не провели инструктаж. Материалы вскрыли до начала проведения экзамена. Вышло из строя необходимое оборудование, но его не заменили. Любое подобное нарушение — повод подать апелляцию. Это нужно сделать сразу по окончании экзамена, не покидая ППЭ. Апелляция составляется в двух экземплярах в установленной форме (выдают организаторы). Оба экземпляра нужно передать представителю ГЭК. Он удостоверяет их своей подписью и возвращает один экземпляр ученику. Если апелляцию удовлетворят, то результат экзамена аннулируют.


    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.

    При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Для оформления ответов на задания КИМ используются специальные бланки.

    ЕГЭ по всем учебным предметам, кроме иностранных языков, проводится в письменной форме на русском языке. ЕГЭ по иностранным языкам проводится в устной и письменной форме.

    ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

    ЕГЭ проводится по 15 учебным предметам:

    • Русский язык
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • История
    • Обществознание
    • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
    • Биология
    • География
    • Английский язык
    • Немецкий язык
    • Французский язык
    • Испанский язык
    • Китайский язык
    • Литература

    Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику. Другие предметы ЕГЭ участники сдают на добровольной основе.


    Информируем обучающихся и родителей выпускников о материалах сайта Федерального института педагогических измерений ( http://fipi.ru/ )

    - в разделе »ЕГЭ и ГВЭ-11», подразделе «Аналитические и методические материалы» опубликованы методические рекомендации для учителей на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет.

    - в разделе »ЕГЭ и ГВЭ-11» в подразделе «Демоверсии, спецификации, кодификаторы» размещены Демоверсии, спецификации, кодификаторы по предметам, а также справка об изменениях в КИМ ЕГЭ.

    Министерство образования Омской области информирует о функционировании в социальной сети «ВКонтакте» группы, посвященной вопросам ЕГЭ и ГИА (http://vk.com/osokoru), рекомендует подписаться на данную группу педагогам образовательных организаций, проинформировать о такой возможности обучающихся и их родителей.

    Совместными приказами Рособрнадзора и Минпросвещения РФ утверждены новые редакции порядков проведения ГИА-9 и ГИА-11, вступающие в силу со следующего учебного 2023/24 года.

    - Участники ГИА-9 смогут пройти итоговое собеседование дистанционно. Его дополнительная дата проведения изменена с первого рабочего понедельника мая на третий понедельник апреля. Участникам запрещается иметь при себе средства связи, аудио-, фото- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
    - Участники, не прошедшие ГИА-9 в сентябрьские сроки по выбранным учебным предметам, вправе изменить учебные предметы по выбору для повторного прохождения ГИА-9 в следующем году;
    - Устанавливается возможность организации для участников экзаменов подачи заявлений об участии в ГИА-9 дистанционно;
    - Исключена норма о необходимости выделять в ППЭ отдельные помещения для представителей СМИ и общественных наблюдателей.


    Подробно с информацией по ГИА-2024 рекомендуем ознакомиться
    на официальных сайтах:
    - Федеральной службы по надзору в сфере образования
    и науки – http://obrnadzor.gov.ru/;
    - Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» – https://fipi.ru/;
    - Министерства образования Омской области – http://mobr.omskportal.ru/;
    - Казенного учреждения Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования» – http://obr55.ru/https://ege55.ru/.

    Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, позволяющие проверить знания школьников по тому или иному предмету.

    Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 1-11 классов по всем предметам учебного плана в конце учебного года после изучения всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся.

    По заявлению родителей:

    • сроки проведения промежуточной аттестации могут быть перенесены (при наличии особых обстоятельств);
    • учащиеся, обучающиеся на дому, могут быть освобождены.

    Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную аттестацию с контрольными испытаниями и промежуточную аттестацию без контрольных испытаний.
    В 1-8, 10 классах промежуточная аттестация является основанием для перевода в следующий класс и проводится:

    • с контрольными испытаниями по предметам инвариантной части учебного плана;
    • без контрольных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по предметам вариативной части учебного плана.
    • В 9-х и 11-х классах промежуточная аттестация является основанием для допуска к государственной итоговой аттестации и осуществляется без аттестационных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по всем предметам учебного плана. 

    Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования. 

    С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
    Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
    Актуальная информация о проекте размещена на сайте НИКО. 

    Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
    Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
    Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
    PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
    TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
    PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
    TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
    Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования, формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
    В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie